Для решения разных задач требуется разная глубина проработки. Иногда достаточно собрать общее понимание того, как поступать в текущей ситуации. Я называю это первой выгрузкой мозга. Часто этого достаточно, чтобы двигаться дальше — разобраться, кто что думает, найти консенсус и передать тем, кто принимает решение
Это уже можно считать креативной работой — люди подумали, выгрузили, сделали. Это можно делать синхронно и асинхронно, с использованием карточек и стикеров или без них. Главное не форма, а результат — люди собрали какое-то общее понимание.
Когда важно выйти за рамки текущей мудрости группы, нужно задействовать какие-то параллельные слои мышления. У Эдварда де Боно это называется «Латеральное мышление», то есть боковые ходы, чтобы сознание не каталось туда-сюда по заезженной колее. Возникает вопрос, как включить латеральное мышление.
Для меня это как вторая выгрузка коллективного разума в группе. Люди осознанно погружают себя в другую среду или новые ситуации, получают дополнительную информацию, чтобы увеличить количество и разнообразие идей. Тут уже используют креативные методы для стимулирования другого мышления.
Когда важно выйти за рамки текущей мудрости группы, нужно задействовать какие-то параллельные слои мышления. У Эдварда де Боно это называется «Латеральное мышление», то есть боковые ходы, чтобы сознание не каталось туда-сюда по заезженной колее. Возникает вопрос, как включить латеральное мышление.
Для меня это как вторая выгрузка коллективного разума в группе. Люди осознанно погружают себя в другую среду или новые ситуации, получают дополнительную информацию, чтобы увеличить количество и разнообразие идей. Тут уже используют креативные методы для стимулирования другого мышления.
Этот процесс можно называть креативной сессией, потому что мы расширяем границы привычного, чтобы получить дополнительные идеи
У Эдварда де Боно есть метод «Случайный стимул». Мы привносим в пространство группы случайный стимул, который позволяет рассуждать и расширять свое понимание, добавлять что-то к существующим идеям, придумывать какие-то вариации существующих идей. Таким стимулом может быть слово, картинка, мелодия, запах, тактильное ощущение, — все, что придумает фасилитатор.
Дальше уже идут разветвления, допустим, когда мы говорим о методике Scamper — это фрейм таких случайных стимулов. Или мы идем на прогулку во время стратегической сессии и задействуем окружающий ландшафт, природу, которая помогает посмотреть на проблему под другим углом — это тоже случайный стимул. То есть это некие способы, которые побуждают человека порассуждать в непривычных для себя условиях.
Но все равно дальше важно, чтобы люди записали идеи, ранжировали их, посчитали, сколько участников группы в какие идеи верит, кластеризовали. Это все фасилитационные техники, которые позволяют приземлить идеи, договориться, какие гипотезы проверяем сейчас, какие идеи пропускаем на следующий этап. Задача фасилитатора на этом этапе — не оставить группу с огромным количество идей, а приземлить их на текущий контекст, конкретные ситуации, чтобы группа была готова двинуться на следующий этап — проверки, реализации, проработки, доработки.
Дальше уже идут разветвления, допустим, когда мы говорим о методике Scamper — это фрейм таких случайных стимулов. Или мы идем на прогулку во время стратегической сессии и задействуем окружающий ландшафт, природу, которая помогает посмотреть на проблему под другим углом — это тоже случайный стимул. То есть это некие способы, которые побуждают человека порассуждать в непривычных для себя условиях.
Но все равно дальше важно, чтобы люди записали идеи, ранжировали их, посчитали, сколько участников группы в какие идеи верит, кластеризовали. Это все фасилитационные техники, которые позволяют приземлить идеи, договориться, какие гипотезы проверяем сейчас, какие идеи пропускаем на следующий этап. Задача фасилитатора на этом этапе — не оставить группу с огромным количество идей, а приземлить их на текущий контекст, конкретные ситуации, чтобы группа была готова двинуться на следующий этап — проверки, реализации, проработки, доработки.
Поэтому ответ на вопрос, что такое креативная сессия, для меня очень простой — креативных сессий как категории не существует
Фасилитационные сессии бывают стратегические, когда мы говорим про стратегию. Есть сессии командные. Есть продуктовые, когда обсуждаем продукт. Во всех этих сессиях может быть этап первичной выгрзуки идей или двойной выгрузки, где уже задействуются креативные методы, чтобы расширить пространство для появления новых идей.
А креативные сессии — это не отдельная категория, а часть процесса во время других сессий. Они не являются чем-то самостоятельным, потому что у них нет отдельной цели. Фасилитатор всегда работает над созданием творческой атмосферы в группе. В этом смысле любая фасилитационная сессия — креативная.
А креативные сессии — это не отдельная категория, а часть процесса во время других сессий. Они не являются чем-то самостоятельным, потому что у них нет отдельной цели. Фасилитатор всегда работает над созданием творческой атмосферы в группе. В этом смысле любая фасилитационная сессия — креативная.