ФАСИЛИТАЦИЯ: ПОНЯТИЕ
И ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Автор:
Лекции народного университета сообщества «Фасилитатор фасилитатору», 2019 г.
Галина Тюрина
Согласно некоторым теориям, человек перешел от состояния обезьяны к человеческому виду именно благодаря групповому общению, благодаря коллективному совместному диалогу, творчеству и труду.

Что происходит, когда собирается группа?

  • Внимание захватывают активные, быстрые люди
Они успешно продают свои идеи. Люди более тихие, скромные остаются в тени, и их голос практически не слышен.

  • Часто обсуждения затягиваются
Ни к какому результату не приводят, а если и приводят, то такой результат бывает банальным, слабым, поверхностным, очевидным.

  • Вопросы часто воспринимаются как вызов
Различия во мнениях воспринимаются как конфликт, и, конечно же, людям очень сложно жить с таким разнообразием представлений, мнений и идей и приходить к общему решению.
Вместе с тем, на протяжении всей истории человечества были мудрые люди, которые умели и управлять дискуссиями, и говорить с людьми таким образом, чтобы и улаживать конфликты, и «добывать» общую истину и мудрость.
Кем были эти люди?
Как правило, это люди помогающих профессий. Древние мудрецы, шаманы, различные религиозные деятели, социальные работники, философы, психологи. Если говорить о персоналиях, Сократ поощрял людей подвергать сомнению идеи и вопрошать, он был родоначальником майевтики — метода раскрытия понятия путем задавания вопросов, когда сам Сократ оставался в роли только вопрошающего и путем вопросов приводил человека к его собственным умозаключениям на основе его собственных знаний. Он так и говорил «я только тот, кто помогает родить истину, а истина уже заложена в человеке».

Еще один интересный факт. Шаманы использовали «говорящие» камни, чтобы поощрить людей говорить правду от сердца, и те, кто знаком с фасилитацией, могут видеть аналогию с таким приемом работы фасилитатора как метод трекинга, когда мы передаем, например, микрофон по очереди тем, кто желает выступить. Оказывается, первыми были шаманы!

Будда, Ганди, Рабиндранат Тагор и многие мудрецы использовали сторителлинг, метафоры, саморефлексию, который мы, как фасилитаторы, используем в своей работе с группами, чтобы вовлечь людей в изменение их мышления. Мастера Дзен часто задавали парадоксальные вопросы своим ученикам, называемые «коанами», например, самый известный из них: «как звучит хлопок одной ладони?».
История фасилитации
Мудрые люди, помогающие дискуссиям, были всегда, а история фасилитации сильно связана со многими сферами общества. Что важно: мы можем говорить, что фасилитация зародилась в бизнесе — и вряд ли это будет истиной, мы можем говорить, что фасилитация зародилась в образовании — тоже вряд ли,
в общественно-политической — и также будем неправы.
Фасилитация — междисциплинарное понятие, которое всегда находилось на стыке и зарождалось там, где люди начинали видеть сложности в коммуникациях, когда происходили социальные изменения, и возникала необходимость в управлении групповой дискуссией, управлении коллективными знаниями.
То есть признаками фасилитации можно назвать: группу из некоторого числа людей, требуемые изменения и сам процесс, обеспечивающий возможность договориться.

Далее мы рассмотрим с какими сферами фасилитация взаимодействует, откуда ее истоки. Существует множество концепций и доктрин, которые люди развивали последовательно во всем мире: кажется, что эти творческие усилия иногда взаимодействуют и переплетаются, как нити в канате.

Междисциплинарность фасилитации

Управление и менеджмент

Долгое время в управленческой науке господствовал научный подход именуемый тейлоризм. Наверняка вы знаете про основные функции менеджмента по А. Файолю: планирование, мотивацию, реализацию и контроль. В те времена все проблемы предлагалось решать путем анализа, путем четких регламентированных правил. Однако этот менеджмент 1.0 вскоре устарел, и пришло время новой постиндустриальной эпохи.

В то время, роль МВА лидера, лидера, который все знает и расскажет, была явно переоценена. Ведь данных много и мир так изменчив, что один человек не в состоянии предусмотреть все наперед.

Новой эпохе стало характерно возрастание количества данных, люди практически все стали интеллектуальной рабочей силой, свободными трудящимися, которые стали носителями именно знаний, а не просто заменяемыми работниками физического труда. В организациях в 80-ые годы наблюдается интерес к командной работе, кружкам качества (Деминг, 1986), семинарам и новым и/или интерактивным совещаниям (Дойл и Штраус, 1976).

Возросла необходимость совместного креативного процесса и коллективного поиска лучших решений. Это потребовало совместных коллективных обсуждений, форсайт-сессий, стратегических сессий, и соответственно понадобились методы и технологии, этому помогающие. Так началось развитие фасилитации в бизнесе. Однако это произошло достаточно поздно. В западном мире это пришлось на 80ые годы — с того времени мы читаем англоязычную литературу по теме, именно в те года были описаны многие известные технологии обсуждения — Open Space, World Cafe, зародилась немецкая модерация, партисипативная фасилитация (ТоР) которые помогают сейчас и нам фасилитировать.

Социально-психологическая сфера

Здесь происходили сходные процессы.

Если ранее психотерапевты концентрировались преимущественно на индивидуальном консультировании (ценность его никто не отменяет), то в последнее время стала возникать такая устойчивая форма работы как коллективная взаимопомощь и взаимовыручка в психологической группе, начиная от движения анонимных алкоголиков, заканчивая группами взаимопомощи (Т-группами К. Роджерса).

Почему так произошло? Потому что психологи увидели, что в группе многие вопросы отрабатываются и поддерживаются значительно лучше, успешнее. Опять же там определенная доля фасилитации присутствует. И наоборот, фасилитация сама взяла на вооружение некоторые приемы из работы терапевтических групп и мы применяем их уже, например, в работе с бизнесом.

Юриспруденция и медиация

В 17 веке с зарождением теории прав человека Локком было предложено понятие естественных прав, то есть возможности самим субъектам участвовать в принятии решений о них самих. Когда мы говорим про права человека, мы говорим про права студентов, которые могут и должны участвовать в принятии решений относительно них самих, мы говорим о детях, мнение которых тоже учитывается в процессе принятия решений про них самих насколько позволяет их возраст и развитие, мы говорим о правах пациентов, которые тоже участвует в своем лечении, и про множество подобных групп, которые вовлекаются все с большим осознанием важности этого, хотя прежде их никто ни о чем не спрашивал. То есть люди становятся сами субъектами и действительно ответственными за то, что происходит и в их жизни и в жизни их сообщества.

Сфера обучения и образования

В формальном образовании произошел переход от дидактического обучения к эмпирическому и групповому обучению. Это движение началось с Дьюи (1916, 1938) в начале 20-го века.

Существует много успешных моделей неформального обучения, таких как центры обучения по месту жительства и дискуссионные группы в Интернете, которые отделились от формальных школьных и университетских структур. Кроме того, произошел переход от педагогики как науки про обучение детей к андрагогике как науке обучения взрослых со своими интерактивными формами, с многими фактически фасилитационными приемами.

Сейчас возникает новая форма — хьютагокика — это направление, которое говорит о том, что основной сейчас акцент в образовании взрослых ставится в самообучении. Как его организовать успешно, как организовать пространство, где люди сами захотят учиться и смогут это сделать — вот это уже задача следующего поколения и фасилитации здесь тоже место.

Общественно-политическая сфера

Изменение в государственном укладе, начало демократических перемен и серьезные диалоги власти с гражданским обществом могут вызывать рост, подъём фасилитации и фасилитационных инструментов, и помогать становлению и развитию профессии фасилитатора.
В данной сфере нужно отметить такие движения, как движения антивоенные и феминистические, которые активно повлияли на развитие понимания того, что такое лидерство, как следует учитывать разные мнения, иметь толерантность к разным идеям и что такое инклюзия.
С одной стороны, для этой сферы характерна достаточно большая конфликтность, требуется урегулирование путем переговоров, учёта разных мнений сторон, и это взывают к активной роли и позиции фасилитатора. Фасилитация также хорошо помогает в решении не только государственных конфликтов, но и в решении проблем на общественном уровне. Например, если существует проблема с детским бандитизмом в определенном районе, то могут приглашаться совершенно разные участники: и школьные учителя, и сами студенты или учащиеся, и полиция, и родители, и врачи. У них у всех будет разная повестка дня, разное понимание ситуации, но только благодаря тому, что они начнут общаться между собой с помощью фасилитатора, можно добиться прогресса.

В настоящее время созываются общественные форсайт-сессии, когда обсуждаются повестки и стратегии развития городов, регионов, куда тоже вовлекаются все заинтересованные лица, которые только могут в нём участвовать, и это тоже взывает к профессии фасилитатора и ее важности.
О чем важно подумать?
Из какой сферы происходите вы сами, как профессионал?

Зачастую в профессию фасилитатора приходят уже как во вторую, а иногда и третью. Но то, откуда наши корни, из какой парадигмы — сильно влияет на наше мировоззрение и становление, как фасилитатора.

Успехов вам на этом пути!

Список использованной литературы

1
Сэм Кейнер. Руководство фасилитатора.
2
Майкл Вилкинсон. Секреты фасилитации.
3
Christine Hogan. Understanding facilitation.
4
Fran Rees. The facilitator excellence book.
5
Ingrid Berns. Facilitating to lead!
Читайте также: