ИНТЕРВЬЮ ГАЛИНЫ ТЮРИНОЙ
С ДЖОНАТАНОМ ДАДДИНГОМ

Галина Тюрина
Руководитель кафедры Фасилитации, модерации и стратегических коммуникаций
Джонатан Даддинг
Президент ICA:UK
В середине сентября мы традиционно проводим мероприятия от Факультета корпоративных коммуникаций ОЕАЕР (Прага). В 2019 году прошел Саммит позитивных перемен, в 2018 — Лаборатория визуального мышления.

20 сентября 2020 мы провели закрытую онлайн-вечеринку, на которой собрались студенты, выпускники и друзья кафедры Фасилитации, модерации и стратегических коммуникаций.

Специальным гостем был Джонатан Даддинг, президент ICA:UK. Джонатан сотрудничает с членами сети ICA в Африке и Европе с 1992 года, развивая навыки консультирования, фасилитации и обучения. Имеет опыт работы в 40 странах с местными, национальными и международными клиентами, включая правительства, двусторонние и многосторонние агентства, международные НПО и национальные организации.
COVID-19 и трансформация затронули все сферы и все страны без исключения. А что происходит в Англии? С чем столкнулись вы, как профессиональные фасилитаторы (индивидуальный уровень) и сообщество британских фасилитаторов (организационный ICA:UK) в этот период? Какие тренды и тенденции вы наблюдали?
На индивидуальном уровне фасилитаторам пришлось использовать свои навыки и знания в интернете. Все очные мероприятия были отменены в марте, и даже сейчас (в сентябре) их немного. Сейчас уникальное время – доступно большое количество информации об онлайн-фасилитации, у многих начинающих фасилитаторов и заказчиков появилась возможность этой весной посетить бесплатные или недорогие сессии, проводимые фасилитаторами, уже имеющими опыт работы в онлайн.

Надо сказать, что первоначально часть фасилитаторов в Англии приняли идею онлайн-работы, часть –нет. Но сейчас, по прошествии времени с одной стороны, и высокой неопределённости в дальнейшем, с другой, все больше фасилитаторов признают, что умение работать в онлайн должно быть частью компетенций. Я думаю, что качество и глубина обучения виртуальной фасилитации улучшаются по мере того, как люди избавляются от первоначального волнения и понимают, что такой формат останется в будущем.
Галина Тюрина:
Джонатан Даддинг:
Какие возможности вы увидели в новом формате?
До сих пор ведутся дискуссии об эффективности онлайн- и офлайн-фасилитации, и я думаю, что эта дискуссия будет продолжаться.

В ICA:UK есть совет директоров, персонал, основная группа, тренеры. Что мы заметили с марта 2020:
– Тренерское сообщество значительно укрепилось
– Онлайн-работа включает в себя больше командных моментов, и мы видели, как развиваются связи между тренерами, когда они работают вместе над курсами.
– ICA: Великобритания смогла продолжить предлагать курсы, поскольку тренеры отдали свое время и интеллектуальную собственность бесплатно.
Галина Тюрина:
Джонатан Даддинг:
А что было особенно сложным, что было вызовом?
Работа в интернете создает проблемы как для фасилитаторов, так и для организаторов:
– Фасилитация часто происходит в формате нескольких коротких сессий, а не одного или двух дней.
– Сессии распределены по нескольким дням, поэтому планирование и реализация серии сессий становится более сложной, особенно, когда вы одновременно работаете с несколькими клиентами.
– Клиенты чаще стали приходить с заказами в последнюю минуту - им не нужно думать об организации логистики, поэтому они могут планировать сессии на ближайшее время
– Элементарной сессией, ее процессами и технической частью может управлять один фасилитатор, если у него развиты технические компетенции
– Онлайн-работа требует, наверное, вдвое больше подготовки, чем офлайн.
Галина Тюрина:
Джонатан Даддинг:
Каков ваш прогноз будущего фасилитации в Европе?
Будущее гибридное – будет больше онлайн-взаимодействия, будет меньше работы «лицом к лицу», но это не исчезнет полностью. Будет больше мероприятий, некоторые из них офлайн, а некоторые онлайн.
Галина Тюрина:
Джонатан Даддинг:
Oщутили ли вы конкуренцию между фасилитаторами разных стран – все же на одном пространстве?
Не так сильно. В целом складывается ощущение, что работы более чем достаточно, конкуренция не очень высока. С другой стороны, появилось реальное преимущество: есть возможность получить доступ к людям в других странах, чтобы помочь с фасилитацией онлайн. Мы уже пригласили на свои курсы участников из США и Канады, я помог коллегам из Нигерии и т. д. Это помогло нам расширить наш кадровый резерв, но без сопутствующих затрат.

И на международном уровне ICA International, возможно, придётся присмотреться, как организованы и проводятся онлайн лучшие тренинги. Ранее границы области ICA были в основном географическими, но это следует пересмотреть, так как онлайн-работа становится все более распространенной. Пока, однако, большой конкуренции нет.
ВОПРОСЫ ОТ КОМЬЮНИТИ ФАКУЛЬТЕТА
Джонатан Даддинг:
Как все случившееся повлияло на вас лично, какую правду о самом себе вы открыли, чего не ожидали? Какая трансформация (связанная с профессией) произошла с вами?
Я, вероятно, был менее затронут, чем многие, так как уже работал из дома до начала пандемии. Мне было вполне комфортно продолжать работать таким образом. Хотя я скучаю по фасилитации лицом к лицу и человеческому теплу, моя работа – это смесь из управления, консалтинга и фасилитации, поэтому перемены не были настолько драматичными для меня. Наверное, самым тревожным аспектом была реакция руководства ICA:UK на новую ситуацию, но с помощью наших тренеров мы справляемся отлично!
Джонатан Даддинг:
Как развивать продвижение фасилитации и узнавание в регионах?
Вы можете организовывать встречи друзей на различные темы, рассказывать, как фасилитация помогает в решении проблем. Главное, чтобы это был новый подход, а не просто еще одна маркетинговая уловка для продажи.

Другим хорошим инструментом является создание тематических историй о том, как вы использовали фасилитацию, чтобы помочь компании, организации, сообществу найти решение проблемы, с которой они столкнулись. Эти истории могут помочь другим увидеть ценность такого подхода.
Джонатан Даддинг:
Как вы говорите о фасилитации тем, кто вообще не знает об этом?
Предполагая, что это не просто короткая встреча, я пытаюсь поместить фасилитацию в контекст человека, с которым я разговариваю, поэтому выясняю, как он действует, строит планы, принимает решения. А затем наблюдаю и слушаю внимательно, чтобы понять, насколько хорошо он это делает и есть ли конкретная сложность, прежде чем предложить другой способ подхода к вещам, вовлекающий больше людей, создающий новые идеи.

Джонатан Даддинг:
Есть ли у вас какие-нибудь советы для тех, кто только недавно начал активно практиковать или только начинает практиковать вообще (за исключением, конечно, того, что всем нужно больше практиковать)?
Да, практика хороша, и часто возникает вопрос, как получить такую практику. Я бы предложил присоединиться к группе людей, которые заинтересованы в фасилитации, где новички имеют возможность практиковать, а более опытные могут дать обратную связь. На своем рабочем месте вы также можете добровольно взять на себя роль фасилитатора, если происходит встреча, и попросить своих коллег разрешить вам провести встречу и дать обратную связь о том, что сработало хорошо, а что нет. Вероятно, просто сказать «мне нужна практика», недостаточно – вы должны быть активны в поиске и создании возможностей для такой практики!
Джонатан Даддинг:
И напоследок – каковы ваши советы фасилитаторам будущего?
– Будьте верны себе и своим ценностям.
– Будьте гибкими – будьте готовы учиться как очным, так и онлайн-способам работы (методы часто одни и те же, но контекст, возможности и способы фасилитации различны)
– Изучайте методы и изучайте технологии, но не позволяйте ни одному из них взять верх. Именно ваше понимание целей и группы определяет процесс и методы, а процесс и методы должны определять технологию фасилитации.
Галина Тюрина:
Джонатан Даддинг:
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ